Омар Хаким: 10 барабанщиков, которые меня поразили

Начав свою профессиональную деятельность в десятилетнем возрасте и играя концерты со своим отцом, Омар Хаким за многие годы своей карьеры сумел охватить большое количество музыкальных стилей: от джаза и фьюжна до рока и R&B. Он работал с такими грандами, как Стинг, Херби Хэнкок, Мик Джаггер и Daft Punk.
“Мне комфортно играть в любом стиле, - говорит Хаким. “Я изначально не был заинтересован в том, чтобы меня называли джазовым барабанщиком, фанковым барабанщиком или рок-барабанщиком. Я думал, что если смогу просто достойно выполнять свою работу, то есть играть на барабанах в каком-либо коллективе, то это сделает меня счастливым.”
Ozmosys – это новый проект Омара, где он играет с его женой Рейчел Z на клавишах вместе с гитаристом Куртом Розенвинкелем и басистом Линли Мартом. В этом году квартет выпустил EP «Eyes To The Future Vol. 1», а полноформатный альбом увидит свет в 2020 году.
"Омар и я искали саунд, который бы мог охватить широкий спектр: от прекрасного легкого звучания акустического трио с синтезаторными вставками и интересной электроникой, до неистовых ритмов танцевальной музыки, хауса, этники и рока, найденных нами в современной музыке, которую мы очень любим", - говорит Рэйчел Z.
“Я хотел создать живую импровизационную музыку на основе танцевальных ритмов, которая отличалась бы настоящими грувами, создающими пульсирующие мантры, которые, в свою очередь, стимулируют мозг, тело и душу, и в этом состояла моя миссия – объединить такие разные миры!”
Концепция отчасти была позаимствована из предыдущего опыта Хакима, когда он играл на больших джазовых фестивалях с Нилом Роджерсом и Чиком. “Когда мы играли с Нилом, я помню тогда подумал, это джазовые фестивали, но хедлайнеры, включая нас, не являются джазовыми артистами”, - говорит он.
“Я сказал Рейчел, давай сделаем более масштабный проект. Давай сделаем проект, в котором мы сможем открыть новую аудиторию и включим в материал некоторые вещи, которые я делал с другими артистами, подойдем к вопросу с точки зрения создания действительно классных грувов. Просто будем делай то, что мы обычно делаем, но - для себя, вместо того, чтобы создавать что-то для других.
1. Арт Блейки
«Одним из самых первых барабанщиков, которых я слышал в детстве, был Арт Блейки. Мой отец, будучи сам джазовым музыкантом, любил слушать Арта Блейки. Эта музыка постоянно играла в доме, когда я рос.»
«Арт Блейки и The Jazz Messengers были на вершине моего списка любимых исполнителей, и интересно то, что саксофонист Арта Блейки и один из его главных композиторов - Уэйн Шортер - впоследствии стал тем, с кем мне довелось поработать вместе.»
«Ты не можешь спланировать такие вещи. Что мне нравилось в игре Арта, и в игре барабанщиков, которые используют подобный подход, так это то, что, хотя они и обладают великолепной техникой игры, но они не позволяют технике управлять собой и диктовать то, как им нужно создавать ритмы.»
«Мне нравится более спонтанный подход в работе с ритмической составляющей любой группы, в которой я играю. То, что я слышу у Арта Блейки, это, прежде всего, супер надежный грув. Грув никогда не пропадал.»
«Даже во время самых запутанных и сложных соло он умудрялся поддерживать пульсацию, которая заставляла ваши ноги все время стучать в такт. Я думаю, что этот подход к игре на барабанах еще в раннем возрасте стал частью моего стиля.»
2. Макс Роуч
«Еще один барабанщик, которого я люблю и который, возможно, был даже более технически подкован, чем Арт Блейки – это Макс Роуч. При этом Макс также обладал той страстью, о которой я говорю. Даже учитывая то, что он мог играть более утонченно, у него все же была та мощная подача, которая делала его звук захватывающим.»
«Одна из пластинок, с которой я рос, была запись Клиффорда Брауна и Макса Роуча. Это великолепная пластинка, которую я недавно ставил, кстати. Слушать ее много лет спустя – одно сплошное удовольствие.»
3. Бадди Рич
«У моего отца была запись биг-бэнда Бадди Рича, когда они выступали в Вест-Сайде, в Голливуде, в клубе "Чез". Просто потрясающе, какие там аранжировки! А также там есть несколько просто сумасшедших барабанных соло, от которых у меня до сих пор дух захватывает.»
«Прошло очень много времени с тех пор, как я слушал эту пластинку, но это была запись, которая просто поразила меня. Я собираюсь все-таки вернуться к ней и снова послушать. Просто сказка!»
4. Билли Кобэм
«Это забавно, потому что, когда я впервые услышал Билли, я не понимал, что он играет. Мне было около одиннадцати лет, у меня был двоюродный брат, который играл на басу и очень любил рок и фьюжн. Он поставил мне пластинку под названием «The Inner Mounting Flame» Mahavishnu Orchestra, и когда я услышал эту пластинку, будучи еще молодым, я подумал: "Как это вообще? Что он играет?»
«Для меня это было безумием, учитывая то, что в то время мой отец слушал бибоп и более традиционный или современный джаз, а дети моего возраста в основном слушали R&B, соул-музыку и рок. Mahavishnu Orchestra поразил меня, и я стал огромным поклонником Билли Кобэма, эта группа действительно расширила мой разум, а затем он записал альбом Spectrum, и это меня добило окончательно.»
5/6. Клайд Стабблфилд и Джон Старкс
«Я вырос там, где из каждого утюга надрывался Джеймс Браун. От Клайда Стабблфилда и Джона Старкса никуда не деться. Эти ребята, по моему мнению, создали новый подход к R&B в тот период времени, с середины до конца 60-х годов.»
«То, как Джеймс Браун использовал их ритмический талант в группе и в этих аранжировках, привело к тому, что барабаны оказались в центре этой новой фанковой музыки. Если вы росли в те годы, вы должны были понять и научиться играть на этом языке.»
«Если вы были в кавер-группе, вы должны были знать все эти хиты, поэтому мне приходилось подолгу сидеть и практиковаться, слушая эти записи, и я думаю, что те занятия дали мне именно ту информацию, которая мне была нужна. Я действительно понял, что означает грув и что нужно делать, чтобы поддерживать ритм в группе.»
7. Грег Эррико
«Еще один парень, которого я люблю, был барабанщиком группы Sly And the Family Stone, Грег Эррико. Я просто обожаю грув Грегга Эррико. Вот почему эти записи такие потрясающие. Если бы у него не было столь надежного грува, в этой музыке не было бы места для баса Ларри Грэма, он бы просто не смог существовать внутри этой музыки.»
«Это было что-то вроде головоломки, собранной из этих интересных и удивительных кусков, которые все вместе формировали удивительный, синкопированный, танцевальный ритм. Такая песня, как Thank You, действительно требовала от Грега немалой дисциплины, чтобы удерживать неизменный грув. Таким образом, басовая линия могла хорошо прозвучать. Это отличный пример для подражания в стиле фанк. Даже вступление в этой песне само по себе удивительно.»
8. Бернард Пурди

«Одна песня из моего детства приходит на ум, которую все барабанщики в округе должны были уметь играть, Rock Steady [записанная Аретой Франклин]. Соло в этой песне – это барабанное соло. Это не то, что обычно делают барабанщики, вставляя какой-то брейк, чтобы перейти в другую часть песни.»
«Он удивительным образом выходил за рамки грува, при этом сохраняя фанковое ощущение ритма. Невероятный звук, невероятный грув, еще один очень дисциплинированный парень, который мог играть с удивительно ровным и естественным чувством ритма.»
9. Барабанщики Earth, Wind & Fire - Морис Уайт, Ральф Джонсон, Фред Уайт

«У меня был разговор об этом с Вердин Уайт, братом Мориса, и Вердин сказал мне, что, когда они будут делать запись Earth, Wind & Fire, Морис будет играть на барабанах и импровизировать прямо во время записи.»
«И я понял, почему некоторые песни звучат так необычно. В песня «Shining Star», например, есть брейки, где вся группа подыгрывает барабанам, а не наоборот. Морис был гением, крутым барабанщиком и, конечно же, певцом, автором песен и аранжировщиком. Ему нужен был другой барабанщик, чтобы играть вживую, чтобы он мог отходить от барабанной установки. И они взяли Ральфа Джонсона, который приехал из Лос-Анджелеса и у которого также было прекрасное чувство ритма.»
«Потом, по прошествии некоторого времени, Морис пригласил своего младшего брата Фредди Уайта присоединиться к группе, и на сцене появились два барабанщика: Морис играл на тимбали, Филип Бейли - на конгах и перкуссии, и все они при этом пели. Эта группа была раем для любителей перкуссии.»
10. Ленни Уайт
«Ленни наделен настоящей силой природы. Когда мне было четырнадцать, у меня была группа, играющая рок, фанк, регги, соул-музыку и фьюжн. Мы играли в местных барах, на танцах, в общественных центрах, на свадьбах итд. Я был самым молодым парнем в группе, мне было четырнадцать, а басист, будучи самым старшим, увлекался саентологией. Он сказал: "Я познакомился с этими ребятами на собрании саентологов, Чиком Корией и Стэнли Кларком.»
“Я точно знал, кто они, я подумал: "Кого ты там встретил?! Серьезно?- Они приедут послушать, как мы будем играть в следующие выходные.» Я просто сошел с ума. У нас был официальный пропуск в парки Нью-Йорка. Каждое воскресенье мы загружали фургон, ехали в город и бесплатно играли в каком-нибудь парке.»
“У нас было много таких концертов, когда люди бросали нам деньги в футляр для гитары. Помню, мы приехали туда в воскресенье, и, конечно же, Чик и Стэнли пришли, им очень понравилась наша группа, и они сказали: "Эй, ребята, а мы можем поиграть здесь в следующие выходные?» Вот тогда я действительно свихнулся.
«Конечно, в следующий уик-энд они приезжают с Билли Коннорсом и Ленни Уайтом и играют музыку из "Hymn Of The Seventh Galaxy ", которые они только что закончили записывать.»
«Было просто невероятно наблюдать, как они исполняют эту музыку вживую. В итоге мы сыграли с ними несколько концертов на восточном побережье.”